Ориентирование по звездам: кратко, но это нужно знать. Да и просто интересно

Ориентирование по звездам: кратко, но это нужно знать. Да и просто интересно

Как иногда приятно посидеть ночью и полюбоваться на красивое звездное небо. Яркие точки сменяются мелкими, более тусклыми, другие падают, позволяя загадать желание. Мало кто задумается о том, что десятки веков назад ученые со всей планеты разрабатывали различные теории и занимались астрономией, чтобы приблизиться к загадочному космосу, научиться ориентироваться по звездам.

Звездное небо

Удивительные небесные тела приоткрыли тайну не только мироздания, но и стали порогом в новый мир удивительных открытий и кругосветных путешествий, указав верный путь великим первооткрывателям. Так какое оно, это ночное небо? Какие тайны хранит и действительно ли звездный компас может спасти человека, долгое время ищущего путь к дому?

Как ориентироваться по звездам

Если вечер и ночь приближаются с невероятной скоростью, а вы находитесь под открытым небом без возможности добраться до дома в ближайшее время, то нелишним будет найти себе безопасное место для ночлега. Легче всего ориентироваться с помощью карты, компаса или же GPS-навигатора, но их может не оказаться под рукой. В этом случае пригодится умение ориентироваться по звездам.

Ночное небо должно быть ясным, безоблачным. Небесные тела всегда перемещаются по одинаковой траектории. А чтобы воспользоваться этим фактом, важно знать некоторые нюансы, как ориентироваться по звездам.

Метод, применяемый для северного полушария

Для ориентирования в ночное время туристу пригодятся знания о расположении всех небесных светил и главных природных указателях на север и юг. Для каждого полушария используют свою систему, которая не будет работать в противоположном.

Именно поэтому невозможно точно сказать, по какой звезде ориентируются моряки в своих легендарных путешествиях.

Ориентирование по полярной звезде и карте

Жители северной половины Земли чаще изучают способы, как ориентироваться по полярной звезде, ведь она считается главным ориентиром в ночное. Это единственное небесное тело, положение которого всегда остается неизменным. Она точно указывает направление на север, а максимальное отклонение составляет всего 1,5 градуса.

Однако люди, которые ищут самую яркую звезду на небе, могут ошибочно ориентироваться на Венеру, поскольку ее свет намного ярче, чем у полярной звезды. Чтобы не ошибиться при ориентировании по полярной звезде, необходимо дополнительно отыскать созвездия Большой и Малой Медведицы.

Полярная звезда

В народе их называют большой и малый ковш. Большую Медведицу обнаружить на небе значительно проще. Соединив 2 крайние звезды большого ковша, надо провести воображаемую прямую линию, равную пяти отрезкам. Так, вы сможете найти хвост ковша, который и будет полярной звездой, входящий в созвездие Малой Медведицы.

В качестве альтернативы можно ориентироваться на созвездие Кассиопеи. Оно похоже на букву «М» или «W». Если воображаемую прямую линию вести через центральную звезду, то можно найти Полярную. Таким образом, вы определите стороны света. Глядя прямо на Полярную звезду, за спиной вы оставляете юг, справа – восток, а с левой стороны – запад.

Обратите внимание! Расположив карту, точно по указанным направлениям, можно продолжать путь. Если нужно отклониться от четкого направления, а в кармане есть компас, то можно высчитать азимут и следовать по нему, периодически проверяя правильность выбранной дороги.

Южное полушарие

Чтобы не заблудиться и правильно определить путь в Южном полушарии, надо ориентироваться на Крест, указывающий строго на юг. Созвездие состоит из 5 ярких, четко выделяющихся пяти небесных светил.

Читайте также:  Спортивное ориентирование — что это за вид спорта: виды, правила, экипировка, история

Внизу с левой стороны находится Угольный мешок – это место, где человек не увидит ничего, а неподалеку от него расположились две ярких точки созвездия Кентавра (Центавр).

Чтобы определить направление на Юг, надо провести воображаемую прямую линию между двумя самыми отдаленными звездами. На полученном отрезке найдите точку. Для этого из созвездия Кентавра надо соединить все точки и визуально представить перпендикуляр. Место пересечения 2 полученных линий и есть Южный полюс.

Обратите внимание! Иногда Южный крест можно спутать с Ложным. Главный способ, как определить вхождение звезд – поиск Центавра с левой стороны. Еще одной отличительной чертой является большее расстояние между небесными телами в Ложном Кресте.

Примитивная обсерватория

Если четких знаний о звездном небе нет, и вы сомневаетесь в своих способностях отыскать Полярную звезду или Южный Крест, то можно определить восточное и западное направление. Для этого необходимо соорудить собственную небольшую обсерваторию и занять точку наблюдения.

Как найти стороны света по произвольной звезде

Этот метод потребует некоторое количество времени на подготовку и определение. Вам понадобятся 2 палки разной длины. Их устанавливают на расстоянии метра друг от друга, а высоту выбирают так, чтобы соединив концы, они указывали четко на выбранную звезду. Внимательно следите за ее движением:

  1. Если она уходит вверх – ваш взор направлен на восток.
  2. Если она опускается вниз – на запад.
  3. Если движение петлеобразное и направлено направо – на север.
  4. Петлеобразные движения в левую сторону говорят о южном направлении.

Полярная звезда не подходит для ориентирования, так как она все время остается на одном и том же месте. Используя этот метод, необходимо быть готовым к довольно большой погрешности – около 30 градусов.

Именно поэтому его используют только в крайнем случае. Лучше заранее изучить карту звездного неба того полушария, в котором вы проживаете.

А если небо закрыто облаками?

Ориентирование по звездам на местности во многом зависит от погоды. Если небо чистое, то на нем можно увидеть целую россыпь мерцающих звездочек. Однако иногда случается так, что все небо затянуто густыми облаками и тогда задача туриста существенно осложняется.

Достаточно дождаться малейшего просвета на ночном небе и выбрать себе звезду, за которой будете наблюдать. Принцип действий остается тем же: две палки втыкают в землю и визуально соединяют концы на месте выбранного небесного тела.

Обратите внимание! Рассмотренные ранее принципы перемещения звезд на небе подходят лишь для Северного полушария. На юге их движение противоположное.

Ориентирование по Луне

Луна, будучи спутником, совершает свой путь вокруг Земли, освещаясь Солнцем, но сама она не светится. В полнолуние она занимает наивысшую точку над горизонтом и находится на юге. Тень, создаваемая объектами, указывает на север. В 19.00 она находится на Востоке, а в 7 утра – на Западе.

Если луна неполная, то для начала нужно определить, в какой фазе она находится. Для этого необходимо представить ее в форме буквы:

  1. Если подставив палец к концам, вы видите букву «Р», это значит что она растущая. В 19.00—20.00 она находится на юге, а в 02.00 она перемещается на запад.
  2. Стареющая по своей форме напоминает букву «С» (в 2 часа ночи она находится на востоке, а к утру (07.00) перемещается на юг).

Определение широты

Для определения широты понадобятся транспортир и ниточки, подвешенная к центру грузом. Основание транспортира наводят на Полярную звезду, так как она находится на продолжении оси вращения Земли на существенном удалении.

Читайте также:  Как пользоваться компасом в телефоне: установка, калибровка, обзоры приложений

По отвесу принимается расчет градусов на шкале транспортира. Из полученного числа вычитают 90. Вычисленный результат является широтой того места, в котором находится турист.

Ориентирование по созвездию Орион

Три наиболее яркие звезды образуют пояс Ориона. Он располагается на небесном экваторе, что гарантирует точное определение восточного и западного направления вне зависимости от широты места наблюдения.

Звезды

Легче всего найти созвездие зимой в Северном полушарии, а в южном – летом. Точка, которую пересекает пояс на горизонте при заходе, является точным направлением на запад. Восток определить намного сложнее, ведь найти созвездие удастся, когда пояс взойдет над горизонтом. Точка пересечения при восходе и есть восток.

Ориентирование по звездам в море

Определить точное положение в открытом море очень сложно. Сегодня большие корабли и лайнеры, мелкие суда снабжены современными системами навигации, которые прокладывают путь и укажут отклонения от курса в градусах с точностью до минуты.

Однако истории известны случаи вирусных атак компьютерного оборудования, которые вынуждали в течение долгих недель дрейфовать мореплавателей в море в ожидании IT-специалиста.

Многие великие открытия и путешествия были совершены задолго до внедрения компьютеров на борта морского судна. Викинги и полинезийцы, известные ученые-первооткрыватели и простые путешественники руководствовались своими навыками ориентирования на местности с помощью природных знаков и ночного неба.

Как первые мореходы находили дорогу

Полинезийцы бороздили по просторам Тихого океана на своих каноэ еще задолго до того, как Колумб открыл Америку. Они преодолевали тысячи километров между островов Полинезии и всегда достигали места назначения. Их главными ориентирами были Солнце, звезды, луна, ветер и течение.

К тому же археологам удалось найти древние карты, которые были ими составлены. Они были сделаны из ракушек и палочек, и существенно отличаются от тех, которые известны нам.

Викинги не отставали, и путешествовали между Северной Европой, Америкой, Британскими островами, Исландией и Гренландией. Их отличала интуиция, необыкновенная внимательность и производимые расчеты. Они плавали по течению, пристально наблюдали за китами, а на каждом борту жил обученный ворон, которого отправляли в разведку за подсказку, в какой стороне находится берег.

Корабль и звездное небо

Также для ориентирования использовались солнечные часы. Они могли высчитать примерную скорость корабля, считали дни, проведенные в пути, и даже использовали поляризацию света, чтобы найти дорогу в плохую погоду. Однако расчеты были неточными, а отсутствие ветра, туман и пасмурная погода стали основой для легенд, в которых храбрые викинги сбивались с пути и терялись.

Битва за долготу

Впервые теория о координатах, позволяющих точно определить текущее положение, появилась в Древней Греции в 200 году до нашей эры. Долгие размышления величайших ученых позволили к 100—160 годам нашей эры разработать точную концепцию географической долготы и широты.

Основателем теории был Клавдий Птолемей. Его теория могла бы позволить мореплавателям узнавать свое приблизительное положение и своевременно корректировать курс, но вычислить координаты оказалось сложнее, чем предполагал ученый. Если определить широту можно по Солнцу, Луне и другим небесным телам, то вычислить долготу было практически невозможно.

Для этого необходимо было вычислить разницу между временем текущего положения и некой воображаемой точки в этот же момент. В первую очередь моряки с трудом определяли точное время в текущей точке, а узнать его в другой фиксированной (которой могла быть точка отправления или Гринвичский меридиан) было еще сложнее. Даже приблизительные вычисления не подходили, ведь отклонение в 1 градус от долготы на экваторе приравнивается к 110 км.

Это интересно! Проблема определения времени во второй фиксированной точке настолько долго оставалась неразрешимой задачей, что Людовик XVI обвинил астрономов Франции в плохой работе. По его мнению, именно они повлияли на череду неудач по открытию новых земель.

Начиная с XVI века, все ведущие морские державы (Испания, Голландия, Португалия, Италия, Англия) настолько стремились стать основателями наиболее точного и надежного метода определения долготы, что между ними была яростная борьба. Английское правительство объявило, что главным призом для первооткрывателя станет баснословная сумма – 20 тыс. стерлингов. В XVIII веке часовщик Джон Гаррисон представил миру свое творение – хронометр и получил большую часть заявленного приза.

Читайте также:  Городское ориентирование: рекомендации для ориентирования в городе

В это же время был создан секстант — прибор для ориентирования по солнцу. Он был детищем сразу нескольких ученых: Исаака Ньютона, Джона Хедли, Томаса Годфри.

Используя эти два инструмента, моряки могли точно определить текущее положение. Для этого штурман, используя секстант, измерял высоту солнца над горизонтом и вычислял точное время. Полученный результат сравнивали с показаниями хронометра, который показывал время по Гринвичу. Путем вычитания получалась долгота.

Что мы имеем сегодня

Сегодня морякам не нужно заниматься сложными вычислениями, ведь на борту установлены автоматические системы навигации. Это позволяет морякам уделить большее внимание изучению окружающей обстановки: погоды, скоростью корабля, рельефу дна. На основании наблюдений принимаются порой судьбоносные решения. Компьютеризация и автономность работы позволяет сделать судоходство безопасным.

Чаще всего используется навигационная система ECDIS, и если судно отказывается от бумажных карт в пользу электронных, то устанавливают как минимум 2 независимых компьютера и отдельными дисплеями.

Что будет, если вдруг все сломается

Дублирование навигационной системы не дает гарантию того, что компьютеры не дадут сбой или откажут. Для этого может быть множество причин: от системных требований обновления карт, до хакерской атаки. В ходе эксплуатации моряки определяют наиболее слабые и уязвимые места. Разработчики их корректируют, и каждый раз создают что-то новое.

Отказ системы работать не так страшен, если корабль находится недалеко от берега или в проливе. Капитан запрашивает с берега карту местности с точными координатами «опасных» зон, а также моряки пользуются смартфонами. К тому же ориентиры видны «на глаз». Однако если навигационные системы откажут в открытом море, вдали от берега, то команду ждут сложности.

Звездное небо

Система GPS тоже может ошибаться: она восприимчива к электромагнитным вспышкам, а сбить корабль с курса могут даже пираты. Они покупают устройство, которое своим сигналом блокирует связь с путником. На приборной панели судна все датчики будут в норме, а сам корабль будет захвачен злоумышленниками и направлен в неизвестном направлении.

Чтобы не допустить подобных промахов в открытом море, многие мировые академии продолжают обучать курсантов старинным методам ориентирования по звездам, Солнцу и Луне, ведь такие ошибки чреваты катастрофами. Судно может столкнуться с коварными рифами или сесть на мель.

Однако затеряться судну среди множества морских путей довольно сложно – рано или поздно на горизонте появится другой корабль и вызовет на помощь бригаду спасателей.

Потеряться можно практически везде. Главное, не поддаваться панике и вспомнить все подсказки природы о том, как можно сориентироваться на местности не только днем по Солнцу, но и ночью по звездному небу.

Плохо
0
Интересно
1
Класс!
0
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector